пятница, 23 октября 2015 г.

Страшный и прекрасный мир Дома



Рецензия на роман Мариам Петросян «Дом, в котором...»

Роман Мариам Петросян «Дом, в котором...» появился на прилавках книжных магазинов в 2009 году и произвел сильное впечатление на читающую общественность. Ко мне же в руки он попал только летом 2013 года, когда шумиха уже утихла. Честно говоря, я очень долго не решалась брать в руки книгу объемом около 800 страниц, написанную неизвестным мне автором, да еще и с довольно странным, судя по аннотации, содержанием. Но восторженные отзывы знакомых и отсутствие произведение, которое могло бы увлечь в свой мир, привели меня к «Дому, в котором...». И Дом поглотил и меня...

«Дом, в котором...» - это, безусловно, очень странная книга, даже страшная. Начнем с того, что действие происходит в интернате для детей-инвалидов, а сами дети еще и достаточно проблемные. Только в одной группе обитатели Дома заняты учебой и ратуют за здоровый образ жизни, но они почти не участвуют в событиях книги. Все же остальные постоянно существуют на границе реального мира и выдуманного, употребляют сомнительные вещества и алкоголь (откуда они берутся у воспитанников - неизвестно), которые уносят их в другой мир. Добавим и то, что девушки довольно свободно могут ночевать в комнатах у парней, со всеми вытекающими последствиями. Воспитатели домовцев (так называют детей) побаиваются. Да это и неудивительно, если учесть, что Выпуски, как правило, заканчиваются лужами крови... Что в этом всем может быть хорошего? И как вообще можно такую книгу читать?




В ответах на эти вопросы, пожалуй, и заключается секрет «Дома, в котором...». Вернее, в невозможности найти ответ на эти вопросы.

Когда воспитанники вырастают, то они должны покидать интернат и отправляться в Наружность, в реальный мир. Все домовцы с истинным страхом ожидают этого события. Весь ужас заключается в том, что они должны покидать свой мир и выходит в чужой, в незнакомый, а самое главное - мир, где они никому не нужны и даже друг другу помочь не могут. Стоит отметить и то, что Выпуск, о котором написана книга, последний, после него Дом снесут, чем искореняется даже малейшая возможность возвращения для героев. На мой взгляд, это позволяет говорить о метафоричности всего произведения. Дом - это детство. Несмотря на все ужасы, творящиеся в стенах интерната, жизнь в нем окутана мифами, легендами и волшебством. Это мир, который создали сами воспитанники. Наружность же - это взрослая жизнь, в которой не остается места иллюзиям и магии. Быть может, и для читателей Дом - это детство, и в этом его особая притягательность?
Герои «Дома» для читателя становятся не просто проблемными детьми-инвалидами, но практически полубогами и какими-то мифическими существами. Читая, забываешь о том, что- один из них не видит, другой передвигается на инвалидной коляске, а у третьего нет рук. Все это абсолютно неважно, ведь герои настолько приспособились к жизни, что можно только поражаться, с каким искусством мальчик по кличке Лорд прыгает при помощи одних рук. Эти дети пьют какие-то непонятные снадобья, которые уносят их из реального мира, могут жестоко покалечить друг друга, но в то же время цитируют греческих авторов и изъясняются, как истинные мудрецы. Тот багаж знаний, ощущений, переживаний, сложностей, который несет каждый герой, заставляет забыть, что речь идет о детях, а не о взрослых или даже старых людях. При этом у каждого за спиной какая-то тайна, часть из которых мы узнаем по мере прочтения книги, а часть - нет.


Особенностью Дома является и то, что его герои становятся родными, как бы громко это ни звучало. Более того, я не раз читала и слышала от разных людей, что они узнают своих знакомых в героях «Дома, в котором...». С некоторым восхищением или ужасом я заметила, что это действительно так. Можно сказать, что в некотором роде Мариам Петросян угадала современные архетипы. Да, конечно, литературе очень много образов, которые встречаются в реальной жизни. Однако эффект от подобных совпадений меньше не становится.

Пожалуй, стоит несколькими мазками обрисовать и некоторых главных героев.

Слепой - лидер Дома и вожак четвертой группы. Мальчик, слепой от рождения, боготворивший своего воспитателя и потерявший это свое божество. Слепой все переживает в себе, сбегает, закрывается от других. Эта боль, скопленная в одном человеке, остро чувствуется на страницах книги. При том, что Слепой очень силен духом и умел в бою, он, на мой взгляд, больше всех остался ребенком, которого нужно защитить, научить любить жизнь и людей, улыбаться, в конце концов.

Сфинкс - мальчик-мудрец. Его взросление проходит красной линией по всему произведению. Отчасти «Дом, в котором...» - это история Сфинкса, потому что именно он показан в развитии, именно он прошел путь от запуганного безрукого «Кузнечика» до мудрого и заботливого повзрослевшего человека, который может взять на себя ответственность за других, который единственный готов жить в реальном мире, в так называемой Наружности.

Лорд - мальчик-эльф, мальчик-принц. Он взрослеет на наших глазах. Он совмещает в себе и черты «плохого парня», и черты благородного юноши а-ля Рауль де Бражелон. Влюбленность делает его сознательным и превращает в мужчину, готового рискнуть и вернуться за своей любимой.

Отдельно стоит отметить Шакала Табаки. Это человек-маска. Я смогла немного понять его только к финалу книги. Табаки совмещает в себе знание многих тайн и мудрость с невероятной легкомысленностью и добротой. Без него герои бы зачахли. Табаки же вносит в Дом беззаботность, веселье, радость. Такой друг нужен и воспитанникам, и читателям.

Противоречив герой Македонского. Ангел и Дракон. Черное и белое. Чудеса и смерти. Непонятно, насколько правдива его легенда. Возможно, прошлое Македонского просто сильно преувеличенная история о том, как дети не оправдывают ожиданий своей семьи. Но бремя людских надежд, который несет на себе этот мальчик, огромно. Он невероятно кроток и смирен, чем напоминает героев Достоевского, но в нем все время горит огонь, который в один день может вырваться наружу и опалить всех вокруг...

Наконец, Курильщик, от лица которого ведется повествование. Он в Доме меньше, чем все остальные, порядки ему чужды, как и поведение воспитанников. Курильщик - это в чем-то читатель, который не смог погрузиться в атмосферу Дома и понять героев, поэтому все ему кажется неправильным, странным и чуждым.

«Дом, в котором...» можно назвать значимым и даже знаковым произведением последних лет. Сегодня очень много людей, особенно среди молодежи, чувствует себя чужими, ненужными, странными, отторгнутыми миром. Они сразу же чувствуют себя в Доме «своими», погружаются в него, узнают себя в героях и учатся жить. Ведь «Дом, в котором...», несмотря на все описанные ужасы, доказывает, что в жизни всегда есть место чуду, что свет есть в конце любого тоннеля, осталось только его разглядеть и пойти к нему.




Все изображения - рисунки Наиры Мурадян - http://narara.livejournal.com/91012.html


1 комментарий:

  1. How to bet on sports toto
    In fact, if you want to know what sports to bet on, we list the most popular sports 토토사이트 to bet on in 2021. Here are the most popular sports to bet on.

    ОтветитьУдалить